Главная | Регистрация | Вход | RSS
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

О Борисовской ССиНМП в прессе [35]
Лекции [7]
Медицина катастроф [11]
Организация работы станции скорой и неотложной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Статистика [6]
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) [2]
Симуляционное обучение [0]
Материалы, посвященные симуляционному обучению в медицине
Статьи [3]
Статьи

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » О Борисовской ССиНМП в прессе

"Скорой" нужна помощь
Актуальное интервью
 
"Поддержание высокой степени готовности службы скорой медицинской помощи является обязанностью всех должностных лиц, а рациональное использование сил и средств - долгом каждого гражданина". Из предложений, внесенных в проект Закона "О здравоохранении".

     В этой ёмкой фразе сформулированы основные проблемы, с которыми в повседневной работе сталкиваются сотрудники службы скорой медпомощи. Прокомментировать вышеизложенное наш корреспондент Елена Романова пригласила заместителя главною врача стации скорой медицинской помощи Ирека Хайевича Махмудова.  
     Корр.: Я так понимаю, что нормальное функционирование вашей службы зависит не только от руководства станции, системы здравоохранения города и района, но и еще от большого количества "посторонних" ответственных лиц. Это так?
     И.Х.Махмудов: Конечно. Например, снабжение бензином для служебного транспорта теперь для многих организаций большая проблема. Пока нам идут навстречу. Пока... Или медикаменты. Аптеки поставлены в трудное положение из-за задержек с оплатой. Естественно, нас ограничивают при получении препаратов, перевязочных средств. Но ведь мы сориентированы на оказание неотложной помощи, то есть и при состояниях, пограничных между жизнью и смертью. Как нам обойтись без медикаментов экстренной терапии? На сегодняшний день на станции есть 8 подлежащих ремонту электрокардиографов, но денег для замены деталей в них не выделено. Кто отвечает за это? На данный момент имеются очень хорошие, адаптированные для работы на "скорой" электрокардиографы П-80, но они начали выходить из строя. Однако представители Минского медремзавода отказываются их ремонтировать. Несет ли человек, отдавший такое распоряжение, ответственность за "поддержание высокой степени готовности службы скорой медпомощи"? Коль влияет на эту "степеь готовности", то, разумеется, и несет ответственность. Как и все, кто так или иначе сопричастен к нашей работе.
     Корр.: То есть это касается не только каких-либо "кiраунiкоу", но и ваших коллег из других служб?
     И.Х.Махмудов: Сами посудите. Анализируя поступившие в диспетчерскую экстренные вызовы, волей-неволей приходишь к нерадующим выводам: часто "скорая" становится службой, доделывающей или выполняющей такую работу, которая не соответствует нашим прямым обязанностям, то есть оказанию скорой и неотложной помощи. Не хочу никого обижать, понимаю, что в каждом подразделении существуют свои трудности, но спихивать их решение на нашу службу не только некорректно, но и неправомочно.
     Корр.: Это настолько серьезно?
     И.Х.Махмулов: Из проанализированных мною 64 вызовов, поступивших подряд в один из дней июля, 23 - обращения, которыми нужно было заниматься поликлиникам или ФАПам. Вызовы, когда больные и пострадавшие должны были обратиться в эти учреждения, но не сделали этого (почему?), составили 36% от всего количества вызовов. Почти 60% оказались вызовами неэкстренными.
     Приведу примеры. Вызов к девочке 8-ми лет с "синдромом гипервозбудимости нервной системы на фоне ОРВИ". Оснований для вызова экипажа скорой помощи нет. По карте подобное - страхи, беспокойство - было и прежде неоднократно, тогда обращались к своему участковому врачу. Он-то и должен был объяснить родителям, что делать в подобных случаях.
     Следующий вызов: перевозка из ЦГБ в гинекологическое отделение, носилки и сопровождение не нужны, состояние женщины не вызывает тревоги, а значит, можно было ее направить и пешком - идти максимум 10 минут.
     Или еще пример: девушка 15-ти лет с инфекционным заболеванием. Был участковый врач. Во время осмотра врачом "скорой" температура до 39 градусов. Участковый, видимо, должен был объяснить больной, что делать при повышении температуры. Но, со слов наших пациентов, врачи поликлиник предпочитают "объяснять" так: "Если что, вызывайте "скорую".
     Корр.: Наверное, и с пациентами не всегда просто?
     И.X.Махмудов: Сказать "непросто" - ничего не сказать. Может, лучше опять на примерах? Вызов на район к пожилой жекшине со множеством возрастных заболеваний и расплывчатыми жалобами. Артериальное давление чуть повышено, но не криз. Больная должна была обратиться к фельдшеру ФАПа, однако предпочла "выдернуть" целый экипаж из города.
     Похожий пример. У больной артериальная гипертензия. Давление чуть повышено. Жалобы на сланако предпочла "выдернуть" целый экипаж из города.
     Похожий пример. У больной артериальная гипертензия. Давление чуть повышено. Жалобы на слабость и головокружение. Вызов явно амбулаторный. При предыдущем обращении женщина жаловалась на врачей, что ее плохо лечат, не госпитализируют. То есть тут нужна была хорошая психологическая, а никак не скорая помощь.
     Часто больные сами виноваты в ухудшении своего состояния: нерегулярно принимают лекарства, дают организму нагрузки не по возрасту. Нередкий случай, когда обострение болезни или травма обусловлены приемом алкоголя. К слову, поведение таких людей адекватным не назовешь: тут тебе и трудности с оказанием помощи, и оскорбления, и даже мордобой. Не говоря о том, что возиться с грязным и обмочившимся пьяницей вообще сомнительное удовольствие.
     Тоже предпочел вызвать "скорую", а не участкового врача, больной 26 лет с инфекцией мочевого пузыря. Болеет два дня и вполне мог бы за это время побывать в поликлинике. Но там можно потерять полдня, чтобы попасть на прием. Ведь не секрет, что поликлиники города обеспечены врачебными кадрами на 50-60%.
     Корр.: Если вызов не обоснован, не лучше ли ею совсем не принимать?
     И.Х.Махмудов: Таких примеров очень много. И во всех случаях мы не имеем права отказан в приеме вызова, ведь правомочность его оцениваешь, уже преодолев порой десятки километров.
     Корр.: Как можно исправить сложившееся положение?
     И.Х.Махмудов: Назрела настоятельная необходимость принять решение относительно дальнейшей судьбы скорой помощи. Возможны два пути.
     Первый. В теперешней сложной экономической ситуации оставить все, как есть. Скорая помощь будет продолжать компенсировать то, что по разным причинам не может сделать поликлиника или стационар. В таком случае необходимо передать скорой помощи те ресурсы, которые другие учреждения должны были бы использовать, но не используют: часть транспорта, ставки, фонд заработной платы. Это позволило бы увеличить количество бригад. В противном случае непрерывный поток непрофильных для скорой помощи вызовов приводит к тому, что при возникновении действительно экстремальной ситуации свободных бригад в наличии нет. По статистике 1/4 - 1/5 часть экстренных вызовов обслуживаются с опозданием. Правда, опоздание это составят чаще всего одну-несколько минут, но факт остается фактом. Придерживание бригады в этой ситуации не решит вопроса из-за большого количества этих вызовов.
     Еще одна беда: очень быстро от чрезмерной нагрузки изнашивается транспорт, оборудование, расходуется большое количество лекарственных средств, бензина. Состояние выездного персонала как бы не главный вопрос, но есть другая сторона этого. Бригады должны поддерживать высокую степень готовности к чрезвычайным ситуациям. Это и подготовка средств для иммобилизации, зарядка и технически уход за электрооборудованием; кислородными приборами, отработка действий, всякий ремонт, много чего. Как этим заниматься, рели целый день крутишься по вызовам?
     Корр.: А второй путь?
     И.X.Махмудов: Это планомерное сокращение вызовов с тем, чтобы привести обращаемость за скорой медицинской помощью в соответствие с имеющимися ресурсами. Путь трудный. Путь трудный, потому что учреждений, которые могут положительно повлиять на снижение обращаемости, десятки, и меньше всего среди них влияние скорой помощи. Волевые решения, вроде запрета на многократные перевозки больного из стационара в стационар, полезны, но они упрутся в то, что лечебные учреждения не от хорошей жизни перекладывают часть своих функций на скорую. Эффект от таких решений будет минимальный.
     Корр.: Какой же выход?
     И.Х.Махмудов: Экономический стимул - единственное, что может решить проблему. Дежурному врачу стационара должно быть невыгодно вызывать на перевозку "скорую". Как и участковому врачу должно быть невыгодно, что вызывается бригада к хроническому больному. Населению должно быть невыгодно вызывать нас без необходимости.
     На станции и в ГТМО имеется солидный опыт работы при "новом хозяйственном механизме". Часть сотрудников еще помнит, как он реализовывался на практике. Прошедшие со времени его отмены годы позволили бы внести в него новые черты с учетом изменившейся экономической ситуации. Как, в какой форме возродить взаиморасчеты? Над этим надо будет потрудиться. Сейчас важно принять принципиальное решение: "Быть тому!", - и начать прорабатывать сам механизм. Это стратегическое направление.
     Корр.: А тактически?
     И.Х.Махмудов: Первое. Надо, наконец, определиться с этими перевозками из стационара в стационар. Или мы их молча выполняем, или отказываем. Причем решение должны знать как работники приемных отделений, так и мы.
     По нашим канонам вызов "скорой" это: 1) есть больной или пострадавший (соответсвенно перевозка хирурга для консультации - не наша функция); 2) нет медработника (а в стационаре он есть, так что ехать в стационар на вызов - не наша функция); 3) если необходима госпитализация на специальном транспорте и в сопровождении медработника (а больной уже госпитализирован - опять же не наше дело ехать в стационар).
     В такой противоречивой ситуации необходим документ по ТМО, который бы вопрос о перевозках из стационара в стационар оговаривал. В качестве примера удачного решения можно вспомнить давний приказ о тактике при переломах шейки бедра у пожилых: мы их привозим в травмопункт и, если надо, отвозим обратно домой.
     Корр.: Ирек Хайевич, есть ли у вас какие-то практические предложения?
     И.Х.Махмудов: Организовать работу стационара как больницы скорой помощи нереально. Но выделить палату для наблюдения в приемном отделении, наверное, необходимо. У стационаров свои "за" и "против". Мы же видим, например, что привезла бригада бабушку из дальней деревни с подозрением на что-то. Хирурги острой патологии не нашли. Бабушку посадили возле приемного покоя и просят нас поскорее забрать ее, так как она сидит и стонет возле кабинета. Да еще, может, и ругает врачей, которые для ветерана места не нашли. Была бы палата, она спокойно полежала бы до того момента, как "скорая", в соответствии с решением по предыдущему пункту, заберет ее и подвезет домой.
     164-й приказ, регламентирующий работу скорой помощи, прямо указывает: "Все больные, доставленные скорой помощью в стационары, должны быть приняты". И ничего не сказано о том, что если вопрос с госпитализацией не решен, мы должны отвезти больного домой. Диспетчеры же постоянно слышат от работников приемного покоя: "Ну как, ведь ваша же "скорая" привезла. Пусть она и забирает".
     Корр.: Наверное, это не все проблемы в тандеме "скорая-стационар"?
     И.X.Махмудов:Конечно. Не должно звучать от работников стационаров: "Зачем привезли?!" Но мы руководствуемся разными правилами: то, что можно в стационаре, нельзя на вызове. Есть у нас такие нормы, как, например, повторный вызов - показание для госпитализации. Значит, не разобрались в диагнозе, выбрали неправильный способ лечения. Задача-то у стационара не только лечить стационарно, но и выполнять роль этапа оказания помощи (мы - первая врачебная, стационар - специализированная и квалифицированная).
     Самый, наверное, яркий пример разных подходов - "нестабильная стенокардия". Наши нормы требуют от нас активно выискивать признаки нестабильности и при их обнаружении доставлять больного в стационар. Кардиологи же госпитализируют практически только при появлении изменений на ЭКГ. Скорее всего, в этой ситуации правы и мы, и кардиологи. На то они и специалисты, чтобы квалифицированно оценить ситуацию, а наша задача - не пропустить патологию. Не должно быть возмущений, что, мол, возите необоснованно.
     Корр.: Что можно сделать в данной ситуации?
     И.Х.Махмудов: Я пробовал раздавать в приемные отделения некоторые "наши" приказы, где оговаривается, что же такое скорая помощь (а значит, когда ее вызывать). Но практика показывает, что в них особенно никто не вникает. Поэтому, видимо, должна быть установка: привезла скорая помощь - нужно разобраться. А если же есть замечания к нам, и они существенны, надо передавать их на станцию. Исправимся.
     Корр.: Желаю успехов и скорейшего решения всех проблем вам, Ирек Хайевич, и всем сотрудникам станции скорой помощи. А еще - оптимизма и терпения, ведь без них, как я поняла, на "скорой" не обойтись.
 
Фото Анатолия ЕЩЕНКО.
Категория: О Борисовской ССиНМП в прессе | Добавил: borisovsmp (30.09.2013)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz