Главная | Регистрация | Вход | RSS
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

О Борисовской ССиНМП в прессе [35]
Лекции [7]
Медицина катастроф [11]
Организация работы станции скорой и неотложной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Статистика [6]
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) [2]
Симуляционное обучение [0]
Материалы, посвященные симуляционному обучению в медицине
Статьи [3]
Статьи

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » О Борисовской ССиНМП в прессе

«Скорая?» Помогите!»
 
 
Работа врача всегда считается сложной, независимо от того, в какой области медицины он трудится. Сложность работы станции «скорой помощи» усугубляется условиями: в любую пого­ду в разъездах, почти каждый вызов — срочный, ибо чаще всего не извест­но, к какому больному едет машина. Обо всем этом попытаюсь расска­зать. Конечно, мои взгляд не будет полностью объективным, так как одна смена, проведенная с бригадой «скорой помо­щи», дает только поверх­ностное мнение, но все-таки, поговорив с медика­ми и поездив на вызовы, скажу: картина складыва­ется не очень привлека­тельная.

1. МЕДИКИ – НЕ БОГИ
     Для начала представлю вниманню читателей короткий разговор в кабинете начальника станции скорой неотложной ме­дицинской помощи Владислава Иосифовича Завадского.
     — Владислав Иосифович, сколько лет работает станция в городе и кого обслуживает?
     —57 лет — с 1946 года. Обслуживает город и район с общим количеством населения и с учетом приезжих, военных и непрописан­ных около 200 тысяч человек.
     — Какие функции возложены на работников станции?
     — Оказываем симптоматичес­кое лечение — снимаем боль тя­желым больным (круглогодично их примерно 10—15 человек). Есть люди, страдающие атеросклерозом, невротическими расстройствами и вызывающие «скорую» часто. После 4—5 вызовов от такого больного мы подаем сведения в поликлинику но мес­ту прописки вызывавшего для оказания ему комплексного лече­ния, так как хроническому боль­ному экстренная помощь и не нужна. А в целом экстренная по­мощь составляет чуть больше 20% от всех вызовов.
     — Какова интенсивность ра­боты станции?
     — Раз на раз не приходится. Но когда амбулаторные учреждения не работают в выходные и празд­ничные дни, основная нагрузка ложится на нас. Так устроено не только в Борисовском регионе - так везде. В среднем по городу приходится 0,4 вызова на одного человека. В 90-е годы прошлого века цифра эта была чуть мень­ше.
     — Заболеваемость увеличи­лась?
     — Она остается на тех же уров­нях, просто изменилась доступ­ность лекарств, также некоторым проще получить укол, чем прини­мать медикаменты. С другой сто­роны, укомплектованность поли­клинической службы не полная. Не хватает врачей и редких лекар­ственных средств.
     — Сколько бригад работает на станции?
     — 15 круглосуточных бригад на город и район. Существует штатное расписание, нормативы которого утверждает Министер­ство здравоохранения: положено 0,8 бригады на 10 тысяч населе­ния. Мы работаем в этом русле. В нашем составе шесть фельд­шерских бригад и 9 врачебных. Есть детская бригада с детскими педиатрами, психиатрическая и бригада интенсивной терапии, которой даются лучшие «Газели», врачи и оборудование — но им же и тяжелые больные, и прибавка к зарплате. Хотя на сложный вызов может попасть любая бригада при отсутствии интенсивной.
     — На одну бригаду ложится много выездов. Не тяжело?
     — Парадоксально, но факт: чем больше работы, тем бывает лег­че работать. К примеру, в Круп­ках, где работают две наши бри­гады, одна поехала в одну сторо­ну другая — в другую. А кто по­едет на случившуюся дорожную аварию? Но они успевают везде.
     — Значит, бригада — это ос­новная функциональная еди­ница станции «скорой помо­щи». Каков ее состав?
     — Водитель с машиной, врач и фельдшер либо только врач или только фельдшер. Всего у нас ра­ботает более 200 человек: 24 вра­ча, 92 фельдшера, 9 диспетчеров, санитары (чаще всего студенты медучилища, которые практикуются и получают зарплату 0,5 ставки как младшие медицинские работники). Также 20 врачей из других медслужб подрабатывают в качестве внешних совместите­лей, имея две-три смены в месяц.
     — Следовательно, в основ­ном коллектив стабилизиро­ван и силен?
     — Можно сказать и так. Много аттестованных. Например, среди фельдшеров 6 человек с высшей квалификационной категорией, 19 — с первой. В общем, 66% ра­ботников имеют различные кате­гории. Укомплектована станция следующим образом: фельдшера­ми — с запасом, врачами — чуть больше 50% (39 человек), многие из которых проработали более 20 лет. Наши работники правильно поступают: ставят диагноз, знают, ког­да и в какую больни­цу доставить боль­ного.
     — Но бывают же и «промахи».
     — Мы должны выслушать и посмот­реть (пощупать, по­слушать) и уложить­ся примерно в час времени. А все ос­тальное (более вни­мательное и продол­жительное) — в по­ликлинике или боль­нице. Нас иногда ру­гают, но мы умеем грамотно защищать­ся.
     — А режим рабо­ты устраивает всех?
     — Вполне: сутки - через двое. Но Министерство здравоохранения и профсоюз «позаботились» и «спускают» сверху постановле­ние запретить работать непре­рывно более 12 часов. До нас оно пока не дошло. Но график дежурств станет неудобным. Осо­бенно это отразится на работе постов в Барани, Ганцевичах и Лошнице, которые подчиняются нам, заправляются на Борисовской нефтебазе и т.д. Как обеспе­чить работу постов, если там тру­дятся городские фельдшеры, а транспорт иной раз не ходит два раза в день? Это надвигающаяся очередная проблема.
     — А еще какие у вас трудно­сти?
     — Финансирование. Эта про­блема пока будет существовать. Не все машины имеют радиоте­лефоны (радиосвязь) — а значит, попусту тратится драгоценное время и недешевое топливо. Машины время от времени ломают­ся, что иногда мешает приехать на вызов быстрее — это чревато лишними волнениями и у боль­ного, и у медиков. Правда, мы получили в подарок к 900-летию Борисова две машины и укрепи­ли район.
     — Это все — техническая сторона вопроса. А как быть с человеческим фактором?
     — Конечно же, есть разница: что работать в отделении, каби­нете, а что быть постоянно в разъездах. Бывают у нас дежур­ства, когда не посидишь минутку и не отдохнешь.
     — А «бестолковые» вызовы бывают?
     — Имеются. Например: звонит недавно из Большого Стахова де­путат и просит приехать, так как в доме замерзает человек — то­пить нечем. Но раз он депутат, то пусть ему и поможет достать дро­ва. Бригада все же выехала: а вдруг человек не передвигается? А я наказал найти любую боляч­ку и отвезти в больницу. Да толь­ко это не решение проблемы, «Скорая помощью — не соци­альная служба. К сожалению, в городе аналогичное состояние с частным сектором, где живут одинокие. Мы спасти всех не можем, мы — не боги. Дело в том, что вызовы «скорой помощи» делят­ся на две части: экстренные — когда должны ехать в первую оче­редь, обычные — когда отморо­зил палец, болит голова или спи­на и т.д. Для последних час вре­мени в дороге большой роли не играет, так как болевой синдром, высокая температура, кашель — не смертельны. А вот если нуж­но поднять человека, лежащего в мороз на улице и увезти в боль­ницу, необходимо шевелиться. По скорым нормативам мы уклады­ваемся в 86% своевременности, а по неотложным состояниям — в 96%.
     — Но ведь любое ожидание кажется долгим.
     — 99,9% нашей бригады все­гда выезжают до четырех минут после вызова. Время для нас, медиков, и для них, вызвавших «скорую», — те­чет в разных руслах. Скажем, минуты для доезда до цели вос­принимаются по разному: напри­мер, чтобы прибыть па «Экран» от здания станции, нужно, как ни крути, 15—20 минут. А вызвавшему кажется, что прошла целая вечность. Поэтому бывают звон­ки-повторы, больных тоже надо понять. Такие случаи «выводят» из эмоционального равновесия диспетчеров, тем более, когда бригада вызвана на район, куда добираться дольше. Тот, кто вы­зывает, считает себя центром притяжения своей боли и требует мгновенной помощи, Бывают высказывания в наш адрес, что по сердечной боли выехали не ско­ро, а к алкоголику, лежащему на улице, - быстро. В ситуации на улице может оказаться каждый.
     — Вы подбираете всех лежа­щих без разбору?
     — Когда принимается звонок, диспетчер не знает, пьян лежа­щий или нет. Да и вызывающий не всегда говорит толково,
     — А если лежащий все же пьян?
     — К сожалению, это еще одна проблема. Раньше работал выт­резвитель, и всех пьяных без травм мы отправляли туда. Те­перь же вынуждены везти в больницу. Если человек идет шатаясь, нет гарантии, что он не упадет. Опьянение развивается в динами­ке. Это не перелом, который даль­ше не сломается. А упав, пьяный чаще впадает в кому — надо спа­сать.
     — А если «больной» сопро­тивляется?
     — Для таких нужно отдельное помещение с представителем вла­сти в мундире — милицейская форма в таких случаях более дей­ственна, чем белый халат. Неплохим начинанием в этом плане является документ-заявле­ние на имя начальника ГОВД го­рода Борисова А.П. Будько, бланк которого находится у каждой выездной бригады «скорой меди­цинской помощи». Данное заяв­ление, скрепленное подписью врача (фельдшера), сообщает: «...находящийся в состоянии ал­когольного опьянения и наруша­ющий общественный порядок своим поведением и внешним видом... в медицинской помощи не нуждается», Только милиция может принять меры к охмелевше-осмелевшему, уточнить личность и место жительства врачи не имеют права,
     — Иногородних обслуживае­те?
     — Жителей СНГ обслуживаем бесплатно. Было бы желательно такие вызовы регистрировать и получать деньги. Опыт в респуб­лике уже есть.
2. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
     Имея на диктофоне предва­рительную информацию о работе службы, в которой в тот день собралась дежурить, и, по­лучив необходимое «обмундиро­вание», отправилась я в диспет­черскую. Представления о теле­фонных приемах вызовов тут же «разбились вдребезги»: мне все­гда думалось, что в большой ком­нате сидит не меньше 10 работ­ников, а оказалось, что отвечают на телефонные звонки всего два диспетчера (фельдшера) по при­ему вызовов. Приятно было по­знакомиться с Ларисой Васильев­ной Московчук и Верой Василь­евной Перфиловой. В промежут­ках между разъездами женщины пополняли мой «меди­цинский ба­гаж знаний» интересны­ми фактами из их работы конкретно и из работы станции в об­щем.
     А мой разъездной день начался с поездки с 3-й психиатри­ческой бригадой. К сло­ву, вызовы из такой серии повторялись периодичес­ки, только каждый из них имел свои нюан­сы. В данном случае мы поехали к женщине, неоднократно лечив­шейся от алкоголизма и в очеред­ной раз «сорвавшейся». Похмельный (послеалкогольный) синд­ром требовал дозу, а организм ее не принимал — вот и стало чело­веку плохо, вот и захотелось по­веситься. После долгих наставле­ний и рекомендаций доктора по­сетить нарколога, после небольшого осмотра мы ушли. А в ма­шине врач объяснил, что угрозы свести счеты с жизнью всего лишь еще одна форма требования алкоголя, Как мало человеку надо для счастья! Только счастье ли это?
     Основную часть своего дежур­ства я провела вместе с 6-й бри­гадой «скорой помощи». Мы были в приличных семьях с веж­ливыми хозяевами, где «скорая медицинская помощь» действи­тельно была необходима: арит­мия, высокое давление, боли в сердце, вывих руки и др. Но вот поехали мы на ул. Труда. Кварти­ра на первом этаже 5-этажного дома похожа, мягко говоря, на бомжатник: скудная мебель, гряз­но, запах спиртного может сва­лить с ног на пороге, множество лиц непонятного возраста. В дальней комнате, которую и спальней-то стыдно назвать, на кровати женщина в послеинсультном состоянии. Врач, конечно, оказал первую необходимую по­мощь, но больше помочь не мог. А лица непонятного возраста, представившиеся сыновьями и соседями, потребовали увезти ее в больницу, так как хозяйка квар­тиры им не нужна, за ней некому ухаживать. Естественно, некому — важнее «набраться по уши», а больную мать пусть спасают и смотрят другие. Возрази кто-ни­будь из нас, приехавших по вы­зову, в том повышенном тоне, ка­кой звучал а адрес бригады, уве­рена, что у сынков и соседей по­шли бы в ход кулаки. Слава Богу, спокойный тон доктора и нео­днократное повторение одних и тех же доводов, наконец-то, успо­коили хмельную братию. Когда мы вышли, я неожиданно для себя сказала: «Помыть бы руки». И в ответ услышала: «А душ при­нять?»
     Но то, чему я была свидетелем, — ерунда по сравнению с дикостью, обнаруженной несколько месяцев назад. Медики нашли в доме труп старой женщины, изъеденный мышами и смердящий, простите, на все помещение. А проживавший с умершей сын тре­бовал ее забрать куда-нибудь, так как она не готовит есть и вообще ему надоела (!!!)
     А вот еще фактик с привкусом горькой иронии, на который я уже спокойно среагировала — ближе к вечеру попривыкла к подобным сюрпризам. Приехав в д. Житьково, мы не могли достучаться в дом, хотя «долбились» звучно — соседи повыходили на улицу. Вдруг прибежала откуда-то хо­зяйка, вызвавшая мужу «скорую». Зашли. В доме прилично и акку­ратно, а в одной из комнат нас встретили ничего непонимаю­щий взгляд и неслышащие уши: тупое живое существо. Когда же, наконец, существо «врубилось», кто перед ним, попросило что-ни­будь уколоть и никуда не забирать. Ну, чистый клиент психи­атрической бригады! До какой же степени нужно допиться, чтобы так одебилеть?!
     Ежедневно около 80% вызовов на «скорой помощи» как раз по пьяно-алкогольному вопросу. И такая картина по всей республи­ке. Было бы разумно не закрывать вытрезвитель, а передать учреж­дение системе Минздрава, кото­рое могло бы установить взима­ние минимальной оплаты за по­добные разъезды, а также за «под­бирание» пьяных и уснувших на улице, особенно в зимнее время, Все это выливается в бесполезную трату государственных денег на бензин, медикаменты, а глав­ное — на время: где-то бригада «скорой помощи» действительно нужна срочно, а она вынуждена везти напившегося в больницу. Где разумность?
     Это далеко не единственная проблема. Бывают случаи, когда врачей, приехавших по вызову, избивают, когда нецензурщина в адрес медиков — как норма жиз­ни. А ведь половина медицинских работников станции—женщины. Как им быть? Ведь руку для от­ветного удара не поднимешь. Нельзя. Выходит, с каждой бри­гадой должен ездить милицио­нер? У них своих проблем хвата­ет. А спущенные собаки? А не пронумерованные дома? А бро­сающиеся под колеса автомоби­лей алкоголики — видите ли, не пропускают! А те, кому просто плохо или скучно? Кстати, в ме­дицине нет такого диагноза — «плохо» или «скучно». А у наро­да — есть! Если бы каждый «бе­столковый» вызов оплачивался хотя бы по минимуму, станция «скорой» имела бы неплохую воз­можность «залатать дыры».
3. ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ
     Но, несмотря ни на что, на станции «скорой помощи» текучки кадров нет. От 30 и бо­лее лет работают на «скорой» за­меститель начальника по медицинской части И.Х. Махмудов, врачи О.В. Слижевская, Е.В. Нестерович, Н.В. Гавшина, И.И. Жук, значительная часть фельд­шеров и двое водителей — пат­риотов медслужбы: став пенсио­нерами, продолжают работать.
     Каким бы безобразным дитя ни было, оно свое, родное. Так и здесь.
4. НАПОСЛЕДОК...
     Не посчитайте за баналь­ность, но хочу поблагода­рить 6-ю бригаду «скорой меди­цинской помощи» в составе вра­ча В.Г. Липилина, санитара И.А. Труса и водителя В.К. Летника (на снимке). Спасибо и другим бригадам, согласившимся взять меня в свою «скорую» команду.
     Дай Бог всем спокойствия и приятной работы.
 
На фото слева направо: санитар И.А. Трус, водитель В.К. Летник, автор материала Елена Полякова и фельдшер В.Г. Липилин
Елена ПОЛЯКОВА. фото Владимира ВОЛЧКА.
Категория: О Борисовской ССиНМП в прессе | Добавил: borisovsmp (30.09.2013)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz