Главная | Регистрация | Вход | RSS
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

О Борисовской ССиНМП в прессе [35]
Лекции [7]
Медицина катастроф [11]
Организация работы станции скорой и неотложной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Статистика [6]
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) [2]
Симуляционное обучение [0]
Материалы, посвященные симуляционному обучению в медицине
Статьи [3]
Статьи

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » О Борисовской ССиНМП в прессе

Социальные болезни - не профиль "скорой"
 
 
За последние 20 лет количество обращений на скорую помощь выросло более чем на 10 тысяч
Ирек МАХМУДОВ, заместитель главного врача ССМП, фото Владимира ВОЛЧКА
 
     Городское здравоохранение сегодня работает в новых экономических условиях. Не исключение и Борисовская станция скорой и неотложной медицинской помощи. За более чем полувековую историю своего существования служба зарекомендовала себя настолько безотказной, общедоступной и гуманной, что в массовом сознании сложился устойчивый стереотип: "неотложка" обязана приехать мгновенно и чуть ли не по любому поводу, а главное - совершенно бесплатно. Действительно, "скорая" приедет и в шикарный особняк, и в деревенскую хату за 70 км от города. Невзирая на ранг и социальное положение пострадавшего, окажет помощь и экономически вполне состоятельному гражданину, и лежащему на улице бомжу. Тем не менее, если к вам по оживленному проспекту (или по сельской дороге) поздней ночью (или ранним утром) мчится машина с бригадой и полной укладкой, потому что у вас вдруг заболела голова, а таблеток анальгина, как назло, а в домашней аптечке не оказалось, то кто-то за это все же платит. И этот "кто-то" - государственный бюджет.
 
Стандарт как точка отсчета
     Впрочем, дело не только в неоправданной трате материального ресурса (хотя это, безусловно, важно). Привычно набирая "03", чтобы померить давление, получить укол или таблетку, мало кто задумывается о том, что СМП - служба особая, поскольку работают в ней специалисты, подготовленные именно для оказания тех видов помощи, которые никто, кроме них, оказать не может, и у нее, у "скорой", свои собственные, свойственные только ей задачи.
     За год жители города и района более 73 тысяч раз обращаются на станцию СМП. В 2002 году на одну тысячу населения пришлось около 400 вызовов, а за первое полугодие нынешнего года - уже около 190 (минимальный социальный стандарт по республике, напомним, составляет 330 вызовов в год на тысячу человек). Таким образом, обращаемость населения за услугами СМП в Борисовском регионе остается несколько выше республиканской (хотя есть регионы, где она еще выше, - Могилевская область, например). С одной стороны, такая статистика говорит о хорошей работе службы: люди обращаются, медики все успевают - казалось бы, тревожиться не о чем. Но это лишь на первый, довольно поверхностный взгляд. На самом же деле "перевыполнение" минимального социального стандарта по вызовам СМП свидетельствует о том, что на "скорую", в силу ее гуманности и безотказности, взвалены не свойственные ей задачи, и поэтому служба работает на пределе своих возможностей, с трудом справляясь с тем, чем призвана заниматься по определению: оказанием в кратчайшие сроки экстренной медицинской помощи.
 
Время готовности - 4 минуты ...
     В диспетчерской ССМП раздается очередной звонок. Что происходит вслед за этим? Диспетчер опрашивает вызывающего, принимает решение об экстренности вызова и направлении, в случае необходимости, специализированной бригады. По громкоговорящей связи бригада оповещается о вызове, получает карточку с записью первичной информации и уезжает. На все это отводится 4 минуты в случае экстренного вызова, а в случае неэкстренного (именно такая терминология принята на Борисовской ССМП) время составляет 60 минут. Самая характерная черта экстренного вызова - угроза жизни. Поводом для экстренного вызова могут послужить такие печальные события, как авария, падение с высоты, отравление, ранение, сердечный приступ, травма и т.д. Так вот, в июне 2003 года только 22,7% вызовов по Борисовской ССМП относились к экстренным. Остальные 77,3% - вызовы неэкстренные, поводами к которым служат порой тоже достаточно серьезные ситуации: например, высокое давление или температура, обезболивание и т.д.
 
"Отвезите... в Новинки!"
     Впрочем, есть среди этих, неэкстренных, и такие звонки, которых просто могло бы не быть.
     ...Звонит женщина, просит прислать "скорую" к ее матери по поводу обострения язвы желудка. Диспетчер интересуется, была ли больная на приеме в поликлинике. Да, была, но не получила ни облегчения боли, ни направления на госпитализацию. Проще всего вызвать "скорую" - пусть отвезет в больницу. Здесь явная недоработка амбулаторно-поликлинического звена, неправильная оценка состояния больной участковым врачом. Огрехи коллег приходится исправлять "скорой".
     ...Звонит повторно молодой человек: к его матери, "очень больной", вместо врачебной бригады приехала фельдшерская. Следуют оскорбления и угрозы по адресу диспетчера, направившего бригаду. Надо отдать должное диспетчерам, которые в условиях короткого времени, скудости информации и, как видим, иногда и откровенного хамства вызывающих адекватно оценивают ситуацию и принимают единственно правильное решение.
     ...Звонит женщина с явными признаками алкогольного абстинентного синдрома и просит... отвезти ее в Новинки (в Новинаках расположена Республиканская клиническая психиатрическая больница - прим. М.И.). Ну что тут скажешь: "добрую волю" следовало бы проявить несколько раньше, не доводя себя до невменяемого состояния. Бывают и просто курьезные звонки: бабушка пила воду, не заметила осу в стакане, оса ее укусила - что делать? "Скорая" не выезжает, диспетчер дает подробную консультацию...
 
На переднем крае
     Вызовы, вызовы... В них, как в зеркале, отражена наша с вами жизнь. За последние 20 лет количество обращений на "скорую помощь" выросло более чем на 10 тысяч. Как никогда много стало травм, ранений, причиненных в драках. Выросло количество вызовов к сельским жителям, которым стало не по карману добираться в районную поликлинику. Недешевые цены на лекарства приводят к тому, что хронические заболевания не лечатся и переходят в стадию, когда без скорой помощи, увы, не обойтись.
     Отдельная тема - вызовы, связанные, так или иначе, с пьянством. Вот несколько цифр распределения вызовов по группам заболеваний за первое полугодие 2003 года: абстинентный синдром (алкогольный) - 323 (0,85%), алкогольный психоз - 67 (0,18%), алкогольное опьянение - 581 (1,53%), хронический алкоголизм - 646 (1,70%). Процент в сумме небольшой (около 4%), но если при анализировать записи в карточках вызовов, то станет ясно, что, например, с употреблением алкоголя связана и большая часть травм. Лишь небольшое их количество относится к авариям, нарушениям техники безопасности на производстве (тоже, заметим, нередко связанным с обильными возлияниями). Сюда же следует отнести обострение хронических бронхитов и пневмоний, "заработанных" в результате "отдыха" на голой земле, случаи повышения давления и инфарктов миокарда у молодых людей (назавтра после "злоупотребления"), разнообразные бытовые и криминальные "разборки", тоже почти всегда связанные с алкоголем. По неофициальным данным, так или иначе, более 60% всех вызовов связано с пагубным пристрастием к алкоголю. Совершенно очевидно, что именно работники "скорой" в силу специфики их службы (быть всегда "на переднем крае") лицом к лицу сталкиваются с последствиями так называемых социальных болезней. Однако исцелять общественные язвы - не профиль "скорой". Не говоря уже о том, что человек в белом халате (в отличие, скажем, от сотрудника МВД, тоже сталкивающегося в своей повседневной практике с разнообразными проявлениями падения нравов) абсолютно безоружен и беззащитен перед агрессией и хамством. Кроме медицинской техники (кстати, давно требующей обновления и ремонта), с ним только его знания, чувство долга и сострадание к больному, кем бы тот, в конце концов, ни оказался.
 
Время менять психологию
     И все-таки что-то делать надо. Может, воспользоваться опытом зарубежных коллег? Многие помнят красиво снятые кинокадры о тамошней службе спасения - с вертолетами, вылетающими на пожары и автокатастрофы. Между прочим, на Западе действительно обслуживаются только экстренные вызовы. По остальным ("болит голова", "температура") могут выехать лишь в том случае, если гражданин в состоянии заплатить за визит. Сразу же становится ясно: для нас этот опыт пока непригоден. Надо искать другие подходы, и это уже делается. Недавно одна фельдшерская бригада была "прикреплена" к приемному покою городской больницы. На эту бригаду стала передаваться часть вызовов, которые раньше обслуживались обычными линейными бригадами. Это, прежде всего, выполнение инъекций по назначению врачей поликлиник, т.е. обезболивание онкобольных (15 - 20 вызовов ежедневно). Базируется эта бригада на ССМП, связь с ней поддерживается через диспетчерскую. Еще одна функция бригады - выполнение перевозок больных из одного лечебного учреждения в другое. При экстренной же необходимости (скажем, ЧП в городе) данная бригада будет работать как обычная бригада скорой помощи.
     Конечно, одной этой мерой сложно исправить ситуацию по вызовам. Ведь изменить психологию людей, которая формировалась десятилетиями, достаточно сложно. Да и не входит это в должностную инструкцию врача "скорой" помощи. Работники "скорой" не могут позволить себе роскошь "воспитывать" пострадавшего или пытаться вникнуть в его жизненные проблемы: у них на это просто нет времени. Им хватает и своих непосредственных задач: обладая знаниями в различных областях медицины, способностью работать в постоянно возникающих стрессовых ситуациях и самых неподходящих местах (в цеху, в лесу, на стадионе), в окружении людей не всегда трезвых и часто агрессивных - они знают свое дело. Их немало, сохранивших верность "скорой", проработавших здесь долгие годы. Именно их усилиями и обеспечиваются те самые гуманность, безотказность и общедоступность, которые являются главными принципами работы службы.
 
Вместо эпилога
     "Когда на святую землю, отвоеванную крестоносцами у неверных, хлынул поток паломников, завоеватели столкнулись с трудной задачей. Истощенные, шатающиеся от усталости и болезней пилигримы сотнями умирали в преддверии святынь, которые грезились им на тернистом пути в Палестину. Чтобы как-то облегчить участь страждущих, несколько французских рыцарей основали в 1113 году странноприимный дом. Так было положено начало религиозной конгрегации (ордена Иоаннитов), члены которой обязались посвятить себя уходу за бедными и больными. Их отличием был белый крест на красной мантии..." По крайней мере, так говорит легенда "Странноприимного дома иерусалимского госпиталя", или госпиталя Святого Иоанна, в котором уже просматривались зачатки будущей службы скорой помощи.
     Сегодняшняя "скорая", оснащенная компьютерами и имеющая свой сайт в Интернете, мало напоминает "дворец милосердия" на иерусалимской дороге. Однако по прошествии столетий суть осталась неизменной. "Помощь больным, - уверяли госпитальеры Святого Иоанна, - вот наша единственная забота".
 
• Пик вызовов скорой помощи - с 19 до 23 часов: в это время поступает 22,1% всех вызовов.
• "Сезонный" пик в работе "скорой" - февраль (235 вызовов), март (230).
• Борисовская ССМП - одна из крупнейших в районных центрах республики - обслуживает население Борисова и района (около 200 тысяч человек), имеет три поста, которые приближают помощь к больным и пострадавшим в дальних деревнях. Возглавляет станцию Владислав Иосифович Завацкий. Коллектив ССМП - около 200 специалистов. Работает 15 бригад, среди них 5 специализированных.
• За год жители города и района более 73 тысяч раз обращаются на станцию СМП. Примерно пятая часть от этого количества вызовов выполняется в ночное время.
• За последние 20 лет количество обращений на ССМП г. Борисова выросло более чем на 10 тысяч.
Категория: О Борисовской ССиНМП в прессе | Добавил: borisovsmp (01.10.2013)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz