ПРАВИЛА ПЕРЕНОСКИ И ЭВАКУАЦИИ ПОРАЖЕННЫХ
Основная цель переноски и эвакуации (транспортировки) пораженных - быстрая их доставка к местам оказания медицинской помощи и лечения.
Соблюдение правил транспортировки и быстрая доставка пораженных на медицинские пункты и в лечебные учреждения способствуют дальнейшему успешному оказанию медицинской помощи и лечению. Однако нужно учитывать при этом, что быстрота транспортировки пораженных не всегда приносит пользу. Быстрая перевозка пораженных на плохо приспособленном транспорте, тем более по плохим дорогам, может причинить большой вред здоровью пострадавших.
При эвакуации на многих видах транспорта возможна дополнительная механическая травма, которая может отрицательно сказаться на состоянии пораженных и на эффективности дальнейших лечебных мероприятий. Причинами добавочной механической травмы при транспортировке могут быть резкие изменения скорости и направления движения на крутых поворотах и спусках, плохое состояние дорог, неблагоприятное положение транспортируемого, нарушение правил погрузки и разгрузки и много других причин.
Кровопотери и шок еще в период Великой Отечественной войны нередко возникали во время транспортировки раненых. Заместитель главного хирурга Советской Армии Н.Н.Еланский писал: "При этом шок развивается у раненых даже и без повреждения костей, но с обширными повреждениями мягких тканей, так как каждый толчок санитарной машины или повозки вызывает сокращение.мышц и раздражение нервных окончаний в ране". Наиболее щадящим способом транспортировки является переноска пораженных на носилках. Совершенно очевидно, что такая переноска ограничена расстоянием и может применяться непосредственно в очагах поражения, в местах погрузки и разгрузки пораженных, а также переноски их между функциональными подразделениями отряда первой медицинской помощи (ОПМ) и лечебных учреждений.
Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а такжежелезнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).
Санитарные дружины, выполняя основную свою задачу по оказанию первой медицинской помощи, могут участвовать в транспортировке пораженных при работе в очагах поражения, в ОПМ, в лечебных учреждениях загородной зоны. Знание санитарными дружинницами основных правил" транспортировки пораженных и их выполнение имеет исключительно большое значение для дальнейшего благоприятного лечения любых поражений. Надо учитывать, что к переноске и погрузке пораженных может быть привлечено большое количество необученных людей. В этих случаях санитарные дружинницы должны способствовать выполнению правил транспортировки пораженных, обучая этим правилам население в мирное время и в процессе ведения спасательных работ.
Некоторые способы переноски пораженных без носилок.
Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.
Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 1).
Рис. 1. Носилочная лямка и как ею пользоваться
а- носилочная лямка; б - пригонка лямки; в - правильно надетая лямка.
Для переноски пострадавшего лямку с помощью пряжки складывают или восьмеркой, или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика: лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук (рис. 1, а), а лямка, сложенная кольцом, - на большие пальцы одной вытянутой руки и другой, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 1,6).
Для работы с носилками лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание ремня приходилось на спине на уровне лопаток (рис. 1,в).
Если носилочной лямки нет, ее легко изготовить: кольцо - из двух, восьмерку - из пяти поясных ремней.
Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами.
Первый способ. Пораженного кладут на здоровый бок. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками,-на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 2,а).
Носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем он постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост. Пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику (рис. 2, 6). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может не держаться за носильщика, так как лямка удерживает его достаточно надежно.
Рис.2. Переноска пораженного на лямке (первый способ).
а- лямка надета на пораженного; b - переноска пораженного на лямке, сложенной восьмеркой.
К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.
Второй способ. Носильщик надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди. Затем носильщик поднимается, как и при первом способе (рис. 3). При такой переноске грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, я пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика.
Рис. 3. Переноска пораженного на лямке (второй способ).
Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.
Если пострадавшего переносят на лямке два носильщика, то они, сложив носилочную лямку восьмеркой, надевают на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо. Носильщики опускаются сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнимают пострадавшего и сажают его на свои сомкнутые колени, затем подводят лямку под ягодицы пострадавшего и встают на ноги (рис. 4).
Рис.4. Переноска на лямке двумя носильщиками.
Существует ряд способов переноски пораженных на руках одним или двумя носильщиками. Переноска пораженных на руках одним носильщиком.
Первый способ. Носильщик сажает пострадавшего на возвышенное место, между его ног и опускается на одно колено. Пораженный обхватывает носильщика за плечи или держится за его пояс; носильщик берет пораженного обеими руками под бедра и встает (рис. 5).
Рис. 5. Переноска без лямок (первый способ).
Второй способ. Опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, носильщик берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, а пострадавший обхватывает носильщика за плечи. После этого носильщик встает.
Третий способ. На сравнительно большие расстояния удобнее всего носить пораженного на плече (рис. 6).
Рис. 6. Переноска без лямок (третий способ).
Переносить пораженных одному человеку на руках труднее, чем на лямке. Поэтому данными способами пользуются лишь при переноске на короткие расстояния. Переноска пораженного на руках двумя носильщиками может осуществляться несколькими способами.
Первый способ. Носильщики соединяют руки так, чтобы образовать "сиденье" ("замок"). "Замок" можно сделать, соединив две руки (одну руку одного носильщика и одну руку другого), три руки (две руки одного носильщика и одну руку другого) и четыре руки (рис. 7, а, б и в).
a
б
в
Рис. 7. Замок из рук (а, б, в)
В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков руками за плечи. Пораженного сажают на "сиденье", как и при переноске на лямке (рис. 8, а и б). В качестве "сиденья" можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом.
Рис. 8. Переноска на замке из рук (а, б).
Второй способ. Один из носильщиков подходит к пораженному сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой носильщик встает между ног пораженного спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пораженного, чтобы не затруднять ему дыхание (рис. 9).
Рис. 9. Переноска вдвоем без лямок
Третий способ. Носильщики, подойдя к пораженному, становятся оба с одной (здоровой) стороны его и опускаются на одно колено. Носильщик, находящийся у головы пораженного, одну руку подсовывает ему под спину, другую-под поясницу. Другой носильщик, находящийся у ног пораженного, подводит одну руку под его ягодицы, а другую - под голени. Оба носильщика, становясь на ноги, поднимают пораженного.Такой способ пригоден для переноски на короткие расстояния, а также для укладывания пораженных на носилки.
Незаменимым способом является переноска пораженных на носилках.
Санитарные носилки предназначены для переноски пораженных в положении лежа. Они состоят из двух деревянных или металлических брусьев, двух шарнирных стальных распоров с ножками и съемного полотнища с изголовьем (рис.10). Распоры носилок вместе с ножками тоже съемные; они прикрепляются к брусьям болтами и гайками; шарниры распоров снабжены пружинными замками, защелками, благодаря чему носилки не могут самопроизвольно складываться при переноске или перевозке на них пораженного.
Рис. 10. Санитарные носилки.
Изголовье делается в виде подушки, которую набивают сеном (соломой, травой и др.). По обеим сторонам полотнища носилок нашиты "рукава", служащие для надевания полотнища на брусья. В ножном и головном концах полотнища, справа и слева, с помощью болтов, удерживающих ножки, укреплены два брезентовых ремня с пряжками, предназначенных для связывания свернутых носилок. Чтобы уменьшить провисание, в средней части полотнища снизу подшита поперечная парусиновая полоса.
Длина носилок 221,5 см, ширина-55 см, вес-9,5- 10 кг. Все носилки изготавливаются одинакового размера и приспособлены для любого вида транспорта.
Носилки развертывают следующим образом: оба носильщика расстегивают ремни; затем, потянув за ручки, раскрывают носилки и, упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа. Каждый носильщик проверяет, хорошо ли закрыты замки распоров (рис. 11, а и б).
a
б
Рис. 11. Развертывание носилок.
Свертывают носилки так: носильщики одновременно открывают защелки замков и, подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки, а затем переворачивают их ножками вверх. Когда полотнище провиснет на сторону, противоположную ножкам, сдвигают брусья окончательно, ставят носилки на ножки и, сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.
Чтобы облегчить переноску пораженного на носилках, пользуются лямкой. Каждый носильщик надевает лямку восьмеркой так, чтобы петли ее ложились ближе к полотнищу. В петли продевают ручки носилок. Передний носильщик кладет руки впереди лямки, задний-позади нее.
При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов. На небольшое расстояние пораженных можно переносить на одеяле и др. (рис. 12). Для работы удобны носилки из подручных средств: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и переплетенных лямками, проволокой или веревкой. Носилки можно быстро сделать из 1-2 мешков и 2 жердей (рис. 13). Для переноски пострадавших с повреждением позвоночника поверх полотнища носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ, сено и т. д.).
Рис. 12. Переноска на одеяле.
Рис. 13. Носилки из подручных средств.
Переноска пораженных на носилках по ровной местности производится, как правило, двумя носильщиками по команде, подаваемой носильщиком № 1. По команде "Носилки" носильщики развертывают носилки и ставят их на землю рядом с пострадавшим со стороны ранения головным концом к голове. Носильщики встают на колени рядом с пораженным с противоположной стороны. По команде "Берись" оба носильщика одновременно осторожно поднимают пострадавшего, не вставая с колен, продвигают его вперед и по команде "Опускай" осторожно кладут на носилки. При этом поврежденной части тела придают возвышенное положение и следят, чтобы она не подвергалась давлению. После того как пораженный уложен на носилки, подается команда "По местам". Один носильщик становится к головному концу носилок, лицом к пораженному, другой-к ножному концу, спиной к нему. По команде "На лямки" носильщики наклоняются, сгибая колени, надевают петли лямок на ручки носилок и берутся за ручки; по команде "Поднимай" носильщики выпрямляются и поднимают носилки. Поднимать и опускать носилки с пораженным нужно одновременно и осторожно. По команде "Вперед" носильщик, стоящий впереди, делает шаг правой ногой, а второй носильщик-левой и оба продолжают идти не в ногу. По команде "Стой" носильщики останавливаются. По команде "Ставь" носильщики нагибаются и ставят носилки на землю.
Пораженного переносят на носилках ногами вперед. При передвижении на неровной местности желательно, чтобы пораженного на носилках переносили 3 или 4 носильщика. При подъеме на гору или передвижении по лестнице носилки поворачивают головным концом вперед (рис. 14). Пораженных, потерявших много крови и получивших повреждение нижних конечностей, при подъеме надо нести ногами вперед. На крутых подъемах и спусках необходимо сохранять горизонтальное положение носилок; для этого при движении в гору поднимают задний их конец, а при движении под гору-передний.
Рис. 14. Переноска с носилками в гору.
Раненых в челюсти укладывают лицом вниз во избежание эатекания крови в дыхательные пути, что может принести к ухудшению состояния; под лоб подкладывают согнутую в локте руку пострадавшего, пальто и др. При ранении в живот пораженных кладут на спину, ноги их сгибают в коленях, под колени подкладывают валик из одежды.
При повреждении груди пораженных переносят на носилках в полусидячем положении, положив им под спину одежду.
Во время движения передний носильщик предупреждает идущего сзади обо всех неровностях дороги. Если на пути носильщиков встречается какое-либо препятствие, они ставят носилки на землю, берутся за среднюю часть брусьев, поднимают и ставят ручки носилок на препятствие (если это забор, ограда) или оставляют носилки на земле свисающими над краем препятствия (если это ров, канава).
Один носильщик удерживает задний конец носилок, а другой, перебравшись через препятствие, принимает носилки на себя. Носильщик, стоящий у заднего конца носилок, приподнимает и осторожно продвигает носилки, а затем сам переходит препятствие.
Когда переноска пораженных осуществляется женщинами, в частности санитарными дружинницами, в переноске должно участвовать не менее 4 человек (рис. 15).
Рис. 15. Переноска с носилками по ровной местности.
Во время переноски на носилках следует наблюдать за состоянием пострадавших, за исправностью наложенных повязок и шин. При длительной переноске пострадавшему нужно менять положение, поправлять изголовье, подложенную одежду, утолять жажду (кроме раненных в живот), защищать от непогоды и холода. Свернутые носилки переносятся носилочным звеном так, чтобы их несли левой рукой.
Важным элементом эвакуации пораженных являются погрузка и разгрузка санитарного транспорта. При этом следует учитывать, что погрузка на транспорт без носилок или перекладывание с одних носилок на другие причиняет лишние страдания тяжело пораженному и наносит ему вред. Поэтому тяжело пострадавших, особенно с переломами костей, необходимо доставлять до места назначения на тех же носилках, на которые они были положены впервые. Носильщики обязаны своевременно позаботиться о том, чтобы получить носилки взамен сдаваемых вместе с пораженными.
Санитарные дружинницы должны знать основные правила загрузки и разгрузки санитарного транспорта с тем, чтобы умело руководить работой носильщиков, а в некоторых случаях и самим участвовать в погрузке и разгрузке. Погрузка пораженных на все виды транспорта производится таким образом, чтобы носилки устанавливались в первую очередь на верхний ярус, а затем уже на нижний. На автомобильный транспорт носилки с пострадавшими подают головным концом вперед. Тяжело пораженных с переломами костей черепа, конечностей, ранениями в живот необходимо укладывать только на нижний ярус. Санитарная или грузовая автомашина, приспособленная для перевозки пораженных, должна быть подготовлена к погрузке: задний борт (дверь) откинут (открыта), носилки вынуты из кузова. Для посадки сидячих приспосабливают сиденья. Необходимо отметить, что чаще всего для транспортировки пораженных будет применяться обычный грузовой автомобильный транспорт, как правило, не приспособленный для перевозки пораженных. Этот транспорт обладает резко травмирующими свойствами. Положение пораженного на травмирующих видах транспорта имеет большое значение для его состояния. Тяжело пораженных, как правило, перевозят лежа, что снижает возможность использования природной эластичности опорно-двигательного аппарата человека для смягчения толчков. Отсюда очень важно правильно разместить носилки с пораженными в зависимости от тяжести их состояния. Размах колебаний носилок тем больше и транспортировка тем вреднее, чем выше подняты носилки и чем дальше они отнесены в сторону от центральной продольной оси кузова автомашины. Отсюда вытекают важные правила, связанные с размещением пораженных: 1) тяжело пораженных, особенно с повреждением опорно-двигательного аппарата, переломами бедра, позвоночника, таза, необходимо размещать в нижнем ряду и ближе к продольной оси машины; 2) если характер поражения и состояние пострадавшего допускают транспортировку в полусидячем положении, то она в ряде случаев более целесообразна, чем транспортировка в положении лежа; 3) для уменьшения добавочной механической травмы обычный автомобильный транспорт необходимо приспосабливать для транспортировки пораженных. К числу простейших приспособлений относится применение различного рода подстилок, и прежде всего соломы или сена. При этом нужно, чтобы носилки всюду опирались на подстилку, а ножки их не соприкасались с кузовом машины. Это достигается созданием толщины подстилочного слоя не менее 10 см. Автомашины, выделенные для транспортировки тяжело пораженных, кроме того, оборудуются балластом. В качестве балласта используется песок с толщиной слоя в 10 см, что делает дополнительную нагрузку на рессоры от 750 до 1000 кг. Это в свою очередь в значительной степени улучшает условия транспортировки.
Для защиты эвакуированных от дождя и ветра устраивают простейший каркас, покрываемый брезентом, фанерой или досками. В зимних условиях в кузове можно установить железную печь небольших размеров с соблюдением необходимых противопожарных мер.
Носилки в санитарной автомашине и приспособленном грузовом автомобиле могут устанавливаться в два или три яруса. Приспособления для установки обычно состоят из стоек с замками, куда вкладываются ручки одной стороны носилок, и ремней, поддерживающих ручки противоположной стороны носилок. Замок представляет собой гнездо для ручки носилок и откидной запор, препятствующий выскакиванию носилок во время толчка. Ремень имеет на конце петлю, надеваемую на ручку носилок.
Размещение пострадавших в приспособленных автомобилях можно производить различными способами. Кроме того, для перевозки пострадавших непосредственно в городе могут быть использованы в некоторых случаях трамваи, троллейбусы и другие виды городского транспорта.
В некоторых санитарных машинах замки для обеих ручек головного конца носилок смонтированы на специальных каретках, которые передвигаются вдоль кузова.
В санитарную машину или автобус погрузку пораженных производят 2-3 носильщика и водитель, сначала загружают верхние ряды носилок, а затем нижние. При перевозке одного или двух пораженных носилки с ними устанавливают только внизу. При смешанной перевозке двое носилок с пораженными устанавливают в два яруса с левой стороны кузова, а на правой стороне размещают пораженных, которых можно перевозить сидя. Разгружают санитарную машину в порядке, обратном погрузке.
При погрузке тяжело пораженных в грузовую автомашину принцип погрузки сохраняется таким же, как и на санитарный автомобильный транспорт (рис. 16). Инфекционных больных перевозят на специальном транспорте.
Рис. 16. Погрузка носилок на автомашину.
Санитарная дружинница, сопровождающая пораженных при транспортировке их автомашиной, должна следить за тем, чтобы водитель вел машину плавно, без рывков, резко не тормозил, замедлял скорость на плохих участках дороги, вел машину по зараженной местности только через специальные проходы, учитывая объезды, сигнальные знаки и др.
Эвакуация пораженных на железнодорожном транспорте в условиях гражданской обороны возможна, как правило, от ОПМ в отдаленные больничные коллекторы загородной зоны. Для этих целей рекомендуются временные санитарные летучки. Они, как правило, не могут быть полностью оборудованы для перевозки пораженных всем необходимым.
Пораженных, эвакуируемых на санитарных летучках, группируют по характеру и тяжести ранения. Каждому пострадавшему выдается конверт-эвакуационная карточка, в котором находятся все медицинские документы на него. На конверте цветным карандашом записывают номер и вид вагона, ярус и место.
Размещать пораженных необходимо в определенной последовательности-сначала занимать места, удаленные от входа, начиная с верхнего яруса. Наиболее удобна погрузка в вагоны с платформы или специального устройства - рампы. При погрузке из автомобилей или с земли необходимо применить трапы, сходни и мостки. При погрузке пораженных в цельнометаллические вагоны пассажирского типа носилки можно подавать в окна вагонов. В пути следования санитарные дружинницы обязаны наблюдать за состоянием здоровья пострадавших, поправлять повязки и оказывать помощь при перемене положения пораженного. Погрузка пострадавших в товарные вагоны производится тремя носильщиками; один из них находится в вагоне и принимает носилки с пораженными, которые подают в вагон головным концом вперед. Важно, чтобы в ножном конце носилок, в тот момент, когда головной конец приподнят для погрузки в вагон, стояли и удерживали носилки не менее двух носильщиков, так как нагрузка на ножной конец очень велика. Удовлетворительные условия транспортировки в товарном вагоне при нормальном состоянии пути обеспечиваются при скорости до 30 км в час. При больших скоростях тряска и раскачивание вагона резко увеличиваются.
Условия транспортировки по водным путям зависят от типа водного транспорта и характера водного пути. Как правило, все виды речного транспорта обеспечивают очень спокойные условия транспортировки.
В условиях гражданской обороны для эвакуации пораженных в некоторых случаях могут быть использованы самолеты и вертолеты. Погрузка раненых на санитарный самолет или вертолет, подход к ним и погрузка осуществляются по тем же правилам, что и к санитарной машине. Пораженных размещают на носилках головой вперед сначала на верхнем, а затем на среднем и нижнем ярусах. Пораженных с большим весом размещают на нижних ярусах, а пораженных, находящихся в тяжелом состоянии, требующих наблюдения и ухода, - на средних.
Все виды санитарного транспорта должны иметь знак Красного Креста.
"Учебник для подготовки санитарных дружин". Под ред. д.м.н. проф. Ф.Г.Захарова. "Медицина". 1972
|