Главная | Регистрация | Вход | RSS
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

О Борисовской ССиНМП в прессе [37]
Лекции [7]
Медицина катастроф [11]
Организация работы станции скорой и неотложной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Статистика [6]
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) [2]
Симуляционное обучение [0]
Материалы, посвященные симуляционному обучению в медицине
Статьи [3]
Статьи

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » О Борисовской ССиНМП в прессе

Сильные люди. Теория. Практика

Будний день, одиннад­цать тридцать. Во дво­ре Борисовской станции скорой медицинской по­мощи в режиме готовно­сти — несколько машин; о чем-то переговарива­ются медики. Спокойно. Вернее, пока спокойно - это всего лишь времен­ное затишье в круговер­ти будней специалистов, работающих на «скоряке». По пути к заведующему станцией СМП Леониду Гатову в коридорах встре­чаю медиков. Непривычно видеть бригады в «быто­вом» режиме, и удивитель­но, как эти сильные люди преображаются буквально на глазах с поступлением вызова: перестают шу­тить, становятся быстры­ми, собранными. Скорая - не «элита» медицины. Но именно она выполня­ет, на мой взгляд, самую важную задачу: работ­ники этой службы прихо­дят на помощь в трудную минуту, первыми сталки­ваются с людским горем. Они не спят сутками, уме­ют молниеносно переклю­чаться с одного заболе­вания на другое, готовы порой к любым нештат­ным ситуациям...

«Зеленый» час

На мониторе Леонида Григорьевича — желто-зеле­ная таблица. Зеленые прямоу­гольнички — экипажи в режи­ме готовности. Желтые — выезд. Пока на мониторе преоблада­ет «весна» — так обозначаю для себя обилие зеленого. К вечеру, утверждает заведующий стан­цией, картина изменится карди­нально, зеленых практически не будет. Объясняется это просто: закончат работу поликлиники, к ночи у многих граждан возника­ют страхи, подскакивает давле­ние, обостряются психические заболевания. Опять же, темпера­тура тоже поднимается к ночи. И, чего греха таить, — выпивают и дерутся граждане тоже вечер­ком... Пик нагрузки — с 18.00 до 01.00.

До 2020 года Борисовская станция скорой медицинской помощи входила в структуру Борисовской ЦРБ. Четыре года назад ее вместе со всеми сотруд­никами присоединили к Минско­му областному центру скорой медицинской помощи. Посему в Борисове теперь — филиал этого учреждения здравоохранения, который обслуживает около 170 000 жителей. Территория района большая, поэтому есть посты скорой помощи в Ганцевичах, Кострице и Лошнице.

А вот «скорые» машины — на балансе Миноблсантранса. Водителей в автоколонну также набирает столичное учрежде­ние — есть к ним определенные требования.

И днем, и ночью

Днем, согласно нормативам, дежурит 16 бригад (три — по деревням и 13 в городе), ночью — 15. Скорую медпомощь насе­лению оказывают общепрофиль­ные фельдшерские и врачебные бригады и специализирован­ные: две интенсивной терапии и психиатрическая. Недоумеваю по поводу последней — неужели есть такая необходимость? Лео­нид Григорьевич утвердительно кивает:

— Народ себя не бережет, злоупотребляет не только алко­голем, но и наркотическими средствами. Плюс распростра­ненность психиатрических забо­леваний достаточно широка, и, к сожалению, число таких больных растет. То ли темп жизни сказыва­ется, то ли постоянные стрессы так влияют на психику...

Моя память рисует машину скорой как привычную «буханоч­ку», но это неверно. Современ­ные специализированные маши­ны, которые выстроились во дво­ре, вовсе не такие. Да еще и обо­рудованы всем необходимым по табелю оснащения машин ско­рой помощи, утвержденному Минздравом. Разница только в комплектации для реанимации и психбригады. К слову, сегод­ня нет и понятия «нетранспорта­бельный пациент» — благодаря необходимому оборудованию, от ИВЛ до дефибрилляторов, можно перевезти любого больного.

«Скорая слушает»

Борисовская станция скорой медпомощи с этого года прини­мает вызовы еще из Крупского, Березинского районов и города Жодино. С начала года уже зафик­сировано около 16 000 вызовов только по Борисову. За прошлый год — около 68 000.

— Оперативный отдел есть теперь только в Борисове, руко­водство бригадами других регио­нов осуществляем мы, — поясня­ет Леонид Гатов. — Все звонки на «103» переадресовываются сюда.

«Сюда» — это в оператив­ный отдел. Дежурство несут три диспетчера — к ним и «стекают­ся» все вызовы. Один специалист управляет экипажами (машины оснащены GPS-трекерами), двое принимают звонки.

В среднем в день по Борисовщине фиксируется 160-170 вызо­вов. Зимой эта цифра подраста­ет до 230-240. Всего же в день два диспетчера принимают около 600 звонков.

— Очень важно четко отве­чать на вопросы фельдшера по приему вызовов, — говорит дис­петчер с 34-летним стажем Татья­на Новикова. — Часто люди злят­ся, путаются. Но лишнего диспет­чер не спрашивает. Его задача - как можно быстрее сформиро­вать вызов и передать бригаде. Бывает и такое, что пациент недооценивает свое состояние, а специалист должен, задавая вопросы, понять, какая помощь ему необходима и какую бригаду лучше направить.

У диспетчеров есть свой алго­ритм опроса. Вся информация передается бригаде. Начина­ют с адреса: возраст и отчество порой не так важны, если не зна­ешь, куда ехать на помощь. И обя­зательно — телефон для связи. Ведь порой можно запутаться в переулках, или домофон будет неисправным...

Экстренно и неотложно

— По какому поводу могут вызвать скорую?

— Начиная от температу­ры 37,5 и заканчивая судорога­ми. Однако основная масса вызо­вов — давление, нарушение сер­дечного ритма, — рассказывает Леонид Гатов и поясняет: — Дис­петчер, как правило, дает совет, какие препараты можно принять и какие действия предпринять до приезда медиков. Отказать в вызове мы не можем, но, если того просит человек, можем дать совет или переадресовать вызов в поликлинику, ФАП или амбула­торию, и к обратившемуся на дом придет участковый врач. Обо всех вызовах мы информируем поли­клиники и ФАПы, и они прини­мают решение, стоит ли допол­нительно посетить пациентов на дому.

А ещё все вызовы «103» запи­сываются и хранятся определен­ное время.

Среди «рекордсменов» по вызову скорой — пациент с хро­ническим, часто обостряющимся заболеванием. В прошлом году неотложка приезжала к нему 491 раз, но это было жизненно необ­ходимо.

Есть и другие «постоянные клиенты». Одна из них — женщи­на, которой за девяносто, живет одна. Чтобы не ошибиться в при­еме лекарств, она часто звонит в скорую, где знают ее диагноз и препараты:

— ... Мне с утра маленькую розовую, а в обед половиночку?

— С утра розовую, в обед — половиночку...

Согласно постановлению №2 Минздрава, все вызовы делятся на экстренные (пожар, ДТП, роды, потеря сознания, глубокие раны, др.), которые передаются свобод­ной бригаде не позднее 5 минут с момента их регистрации, и неот­ложные (вызов передается в тече­ние часа). Опять же — на экстрен­ные вызовы скорая должна при­быть в течение 20 минут в горо­де и 35 — в сельской местности. На неотложные — 75 и 90 минут соответственно. Со звуковым сиг­налом и проблесковыми маячка­ми в городе ездят экстренно, но таких вызовов не так много — в среднем около 50 в неделю.

— Современных людей обви­няют в равнодушии — мол, к человеку на улице не подойдут...

— Всегда кто-то найдется, и не один, кто наберет 103...

Уйти и вернуться

Из 160 человек коллектива борисовской скорой большин­ство — фельдшеры. Врачей — меньше. Также здесь трудятся медицинские сестры, санитары, технический персонал.

Больше 20 лет руководил станцией Владислав Завацкий. Он и сегодня «в строю», но не на линии, а как административный работник. Нынешнего заведующего Леонида Гатова также мож­но увидеть на ночном дежурстве в составе бригады.

Работать на скорой — это не только знать протоколы оказания помощи, уметь быстро ориенти­роваться в ситуации, иметь широ­кий кругозор и большой объем знаний. Люди «отбираются» сюда сами: еще учащимися коллед­жа при прохождении практики многие принимают такое реше­ние, несмотря на то, что работа непростая.

Скорые будни

— Для работы на ско­рой требуется не столь высо­кая квалифи­кация, как у узкого специа­листа, но широкий профиль зна­ний необходим, — говорит Лео­нид Григорьевич. — Бригады формируются так, что новички учатся у старших коллег, набира­ются опыта. Через 2-3 года могут стать самостоятельными. Кто-то раньше. А кто-то — никогда. Оста­ются только самые сильные.

— Быть врачом скорой — это образ жизни, — признаются медики одной из бригад. — Люди, если и уходят, в процентах 80 воз­вращаются вновь. Наша работа цепляет своей динамикой, неор­динарностью. Когда помогаешь человеку, чувствуешь удовлетво­рение. Плюс, конечно, удобный график работы, условия, которые очень изменились в лучшую сто­рону.

...В машине скорой помощи с тревожной сиреной мчим по ули­це Гагарина на вызов...

(Продолжение—в следующем номере, где расскажем о случаях из практики, как не запутаться в 13 Зал инейных переулках, чего боятся медики на скорой и мно­гое другое)

Фото автора

(Продолжение)

Сильные люди. Практика

Чего боятся медики скорой, суеверны ли и бывают ли у них необычные ситуации

С тремя девушками — бригадой интенсивной терапии — мчим на экстренный вызов: смигалками и маяками, от которых мне тревожно: сирена служебных машин не предвещает ничего хорошего. Медики — сосредоточенные и серьезные, собрались за считанные секунды ибуквально «впорхнули» в автомобиль. Экипаж скорой пропускают на дороге. И даже на красный сигнал светофора. К слову, по правилам водитель скорой может нарушить ППД, только убедившись, что его пропускают. Поэтому едет хоть и быстро, но  аккуратно. Внимательно следит за ситуацией на дороге. В квартиру не поднимаюсь: никто не хочет внепростой жизненной ситуациивидеть рядом с бригадой скорой журналиста…

 

Юля, Наташа, Полина

Выездная бригада — врач Юлия Шишова и два фельдшера — Полина Гончарик и Наталья Купцова. На троих— 47 лет трудового стажа на скорой.  У Юлии — 15, 25 — у Натальи и семь — у Полины. Утро смены началось непросто — суицид 86-летней женщины.

 Девушки вместе уже третий год — «притерлись» и понимают друг друга не то что с полуслова — с полувзгляда.  Поэтому работать им легко: у каждого свои задачи. Обычно выезжают на экстренные вызовы, но если их нет — и на неотложные.

— Мы первые, кто приезжает на человеческую боль, и очень многое зависит от нас, — говорит Наталья. — Работа на скорой — это, прежде всего, ответственность. Бывают очень тяжелые смены,  причем даже не по количеству вызовов. Помните, пару лет назад была тяжелая авария, погибли дети, в тот же день— пожар с гибелью детей. Мы попали на реанимацию женщины, а пятая бригада — дважды на детей… Это очень тяжело.

 

 Тринадцать Залинейных, семь Окружных

Вообще выездскорой, начинается с диспетчерской. Она — «сердце» станции. Есть у этой службы и мужские голоса — Андрей Туник как раз принимает очередной звонок.

—Многие не умеют вызывать скорую, злятся в ответ на вопросы, которые мы задаем, — рассказывает парень. — Иногда вообще адрес отказываются называть! Могут сказать: «Едьте на рынок». Мы обслуживаем несколько районов. На какой рынок, в каком городе? Могут и нахамить.

Кстати, когда объединили несколько районов, диспетчерам пришлось изучать и карты других регионов — чтобы быстро ориентироваться на незнакомой местности.

—В Борисове тринадцать Залинейных, семь Окружных переулков— первое, что учит диспетчер, — шутит Алина Демидчик, которая управляет работой бригад. В диспетчерской она уже 10 лет, до этого работала «на линии», то есть на вызовах.  В разговоре вспоминает различные случаи из практики:

— В одной из дальних деревень как-то человек выпил «Каратэ», препарат такой, которым жуков травят. Пока доехали — отек легких. Фельдшерау меня небыло, помогал водитель. Оказали помощь и везли пациента 70 километров вреанимацию —представляете, с какой скоростью? Порой водители у нас былии помощниками, и санитарами…

— Откачали?

— Ну конечно!

Бывают в диспетчерской и необычные случаи. Например, мужчина добивался адреса, куда отвезти жену, чтобы проверить ее на верность. Или еще: барышня приехала к давнишнему сожителю из Волгограда, а он ее не пустил, вызвал психбригаду.

 

Не такси. Не выдача рецептов.

Иногда, чтобы скорая приехала наверняка, диспетчеру озвучивают один повод для вызова, а по факту оказывается— другой.

— Звонят: плохо с сердцем. Мчимся. А оказывается — мужчина  две недели в запое. «Вы сделайте укол, чтобы не пил, завтра ему на работу», — говорят родные. А в это время кому-то ведь может быть жизненно необходима наша помощь, —рассказывает фельдшер Полина Гончарик.

А еще бывает, гражданам лень идти в поликлинику за рецептом, и они думают: приедет скорая — и уколет, и рецепт даст. Но скорая не выдает больничных, справок, не назначает лечение. Ее компетенция — только оказание помощи. Дальнейшее лечение должен назначить врач.

Случается и такое, что звонят диспетчеру: стало плохо на улице. А когда приезжает бригада, то слышит: «Уже лучше, вы меня домой отвезите». Скорая — не бесплатное такси.

 —Два часа ночи, вызов в Кострицу, —рассказывает   похожий случай и  Леонид Григорьевич. — Стоят два человека. У одного в руках — телевизор. «Нам до Борисова. Вот у него болит живот».—«Его и живот берем. Тебя с телевизором — нет».

 

«Один слушает, другой в компьютер играет!»

Вообще про то, что медики скорой не надели бахилы, заходя вдом, уже столько наговорено, написано, наснято. Где же истина?

— По технике безопасности— не должны их надевать. Мы экстренная служба, как, например, пожарные. Разве импредлагают надеть бахилы? Из практики — кому действительно нужна скорая, тому уже не до бахил, — рассказывает Наталья Купцова.

Каждая бригада скорой оснащена планшетами, которые подключены к  общей базе. На них приходят вызовы и их причины, медики также отмечают на устройстве  время прибытия,  какая помощь оказана, какие препараты вводились и другое. Леонид Гатов порой слышит необоснованные жалобы: мол, «приехали, один слушает, а другой в компьютере играет». Не играет медик «в компьютере» —изучает и вводит необходимую информацию.

— А все ли признаются, что до приезда скорой принимали какие-то препараты?

— В целом да. Но случается, что подскочило давление, а выпили антибиотик, а не антигипертензивное средство.

 

Чего боится скорая

 Казалось бы, чего только не насмотрятся медики скорой — и ранения, и трупы… Кажется, они закалены людской болью крепче стали.

 — Наверное, самое страшное в работе «скоровика» — попасть на экстренные вызовы к своим родственникам или детские смерти. Это оставляет тяжелый след. Из своей практики помню и первого ушедшего пациента, и все детские смерти. К счастью, их было немного, — рассказывает Наталья.

— Я работала в детской бригаде, когда за год случилось три ухода детей, — говорит Юлия. — Это действительно очень тяжело. Вообще обидно, когда понимаешь: если бы нас вызвали раньше, трагедии можно было бы избежать. Думаешь, ну почему родные не поторопились? Приезжая на вызов, нужно понимать: людям в первую очередь нужна твоя помощь, а не сочувствие.

Ковид, о котором теперь мы только иногда вспоминаем,  первыми встретили в том числе ина скорой. А помните панику среди населения? Медики тоже боялись. Боялись, но продолжали быть на передовой. А потом — привыкли. Многие переболели. И не раз. Вернулись в строй. Ушли из профессии только возрастные сотрудники, опасаясь за свое здоровье.

— Ковид мы пережили с одной тяжелой потерей, — говорит заведующий станцией СМП Леонид Гатов. — Один из первых умерших медиков в Борисове — Василий Георгиевич Липилин. Это был очень компетентный фельдшер, отданный своему делу, оптимистичный и жизнерадостный человек…

 

Тайное и явное

Ежедневно  на станцию  приходят запросы из поликлиник на граждан, проходящих водительскую медкомиссию. Мало кто знает, что для получения справки нужны сведения о вызовах скорой медпомощи за последние пять лет.

— Все данные по вызовам направляются врачу. В некоторых случаях у граждан возникают сложности: например, если на фоне употребления алкоголя случились эпилепсия или судороги. В этом случае человек должен будет пройти допобследование и, если понадобится, лечение. Поэтому хотелось бы обратиться к гражданам: думайте, как вы проводите свой досуг, знайте меру во всем, — говорит Леонид Гатов. — Несколько лет назад был случай, когда  у минчанина за рулем возникли судороги, и машина съехала в кювет. Хорошо, обошлось без жертв. Медики не хотят вас ограничить в каких-то правах или создать сложности. Мы хотим, чтобы вы были живы и здоровы.

 

Легких смен не бывает

Бригаде некогда долго разговаривать: нужно снова спешить на вызов. Скорая — особый мир, сложный и непредсказуемый. Кто знает, что ждет девушек у следующего пациента? Мне хочется тепло попрощаться, но, прежде чем пожелать что-то доброе, интересуюсь:

— Медработники суеверны?

 В целом — нет, но некоторые приметы прочно вошли в профессиональную жизнь. Например, если во время аварии с пострадавшего слетел ботинок —дело плохо и др.

 — Не стоит желать спокойной ночи, хорошего дежурства, — улыбаются девушки, занимая свои привычные места в спецмашине.

 И я лишь машу им рукой.

Уверена: как бы сложно ни было, они справятся. А легких смен у людей, каждый день встречающихся с человеческой болью, просто не бывает…

 

Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора

 

Категория: О Борисовской ССиНМП в прессе | Добавил: borisovsmp (24.05.2024)
Просмотров: 65 | Теги: медицинская, скорая, станция, комитет, смп, профсоюзный, борисов, ems, помощь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz