1. МЕДИКИ – НЕ БОГИ
Для начала представлю вниманню читателей короткий разговор в кабинете начальника станции скорой неотложной медицинской помощи Владислава Иосифовича Завадского.
— Владислав Иосифович, сколько лет работает станция в городе и кого обслуживает?
—57 лет — с 1946 года. Обслуживает город и район с общим количеством населения и с учетом приезжих, военных и непрописанных около 200 тысяч человек.
— Какие функции возложены на работников станции?
— Оказываем симптоматическое лечение — снимаем боль тяжелым больным (круглогодично их примерно 10—15 человек). Есть люди, страдающие атеросклерозом, невротическими расстройствами и вызывающие «скорую» часто. После 4—5 вызовов от такого больного мы подаем сведения в поликлинику но месту прописки вызывавшего для оказания ему комплексного лечения, так как хроническому больному экстренная помощь и не нужна. А в целом экстренная помощь составляет чуть больше 20% от всех вызовов.
— Какова интенсивность работы станции?
— Раз на раз не приходится. Но когда амбулаторные учреждения не работают в выходные и праздничные дни, основная нагрузка ложится на нас. Так устроено не только в Борисовском регионе - так везде. В среднем по городу приходится 0,4 вызова на одного человека. В 90-е годы прошлого века цифра эта была чуть меньше.
— Заболеваемость увеличилась?
— Она остается на тех же уровнях, просто изменилась доступность лекарств, также некоторым проще получить укол, чем принимать медикаменты. С другой стороны, укомплектованность поликлинической службы не полная. Не хватает врачей и редких лекарственных средств.
— Сколько бригад работает на станции?
— 15 круглосуточных бригад на город и район. Существует штатное расписание, нормативы которого утверждает Министерство здравоохранения: положено 0,8 бригады на 10 тысяч населения. Мы работаем в этом русле. В нашем составе шесть фельдшерских бригад и 9 врачебных. Есть детская бригада с детскими педиатрами, психиатрическая и бригада интенсивной терапии, которой даются лучшие «Газели», врачи и оборудование — но им же и тяжелые больные, и прибавка к зарплате. Хотя на сложный вызов может попасть любая бригада при отсутствии интенсивной.
— На одну бригаду ложится много выездов. Не тяжело?
— Парадоксально, но факт: чем больше работы, тем бывает легче работать. К примеру, в Крупках, где работают две наши бригады, одна поехала в одну сторону другая — в другую. А кто поедет на случившуюся дорожную аварию? Но они успевают везде.
— Значит, бригада — это основная функциональная единица станции «скорой помощи». Каков ее состав?
— Водитель с машиной, врач и фельдшер либо только врач или только фельдшер. Всего у нас работает более 200 человек: 24 врача, 92 фельдшера, 9 диспетчеров, санитары (чаще всего студенты медучилища, которые практикуются и получают зарплату 0,5 ставки как младшие медицинские работники). Также 20 врачей из других медслужб подрабатывают в качестве внешних совместителей, имея две-три смены в месяц.
— Следовательно, в основном коллектив стабилизирован и силен?
— Можно сказать и так. Много аттестованных. Например, среди фельдшеров 6 человек с высшей квалификационной категорией, 19 — с первой. В общем, 66% работников имеют различные категории. Укомплектована станция следующим образом: фельдшерами — с запасом, врачами — чуть больше 50% (39 человек), многие из которых проработали более 20 лет. Наши работники правильно поступают: ставят диагноз, знают, когда и в какую больницу доставить больного.
— Но бывают же и «промахи».
— Мы должны выслушать и посмотреть (пощупать, послушать) и уложиться примерно в час времени. А все остальное (более внимательное и продолжительное) — в поликлинике или больнице. Нас иногда ругают, но мы умеем грамотно защищаться.
— А режим работы устраивает всех?
— Вполне: сутки - через двое. Но Министерство здравоохранения и профсоюз «позаботились» и «спускают» сверху постановление запретить работать непрерывно более 12 часов. До нас оно пока не дошло. Но график дежурств станет неудобным. Особенно это отразится на работе постов в Барани, Ганцевичах и Лошнице, которые подчиняются нам, заправляются на Борисовской нефтебазе и т.д. Как обеспечить работу постов, если там трудятся городские фельдшеры, а транспорт иной раз не ходит два раза в день? Это надвигающаяся очередная проблема.
— А еще какие у вас трудности?
— Финансирование. Эта проблема пока будет существовать. Не все машины имеют радиотелефоны (радиосвязь) — а значит, попусту тратится драгоценное время и недешевое топливо. Машины время от времени ломаются, что иногда мешает приехать на вызов быстрее — это чревато лишними волнениями и у больного, и у медиков. Правда, мы получили в подарок к 900-летию Борисова две машины и укрепили район.
— Это все — техническая сторона вопроса. А как быть с человеческим фактором?
— Конечно же, есть разница: что работать в отделении, кабинете, а что быть постоянно в разъездах. Бывают у нас дежурства, когда не посидишь минутку и не отдохнешь.
— А «бестолковые» вызовы бывают?
— Имеются. Например: звонит недавно из Большого Стахова депутат и просит приехать, так как в доме замерзает человек — топить нечем. Но раз он депутат, то пусть ему и поможет достать дрова. Бригада все же выехала: а вдруг человек не передвигается? А я наказал найти любую болячку и отвезти в больницу. Да только это не решение проблемы, «Скорая помощью — не социальная служба. К сожалению, в городе аналогичное состояние с частным сектором, где живут одинокие. Мы спасти всех не можем, мы — не боги. Дело в том, что вызовы «скорой помощи» делятся на две части: экстренные — когда должны ехать в первую очередь, обычные — когда отморозил палец, болит голова или спина и т.д. Для последних час времени в дороге большой роли не играет, так как болевой синдром, высокая температура, кашель — не смертельны. А вот если нужно поднять человека, лежащего в мороз на улице и увезти в больницу, необходимо шевелиться. По скорым нормативам мы укладываемся в 86% своевременности, а по неотложным состояниям — в 96%.
— Но ведь любое ожидание кажется долгим.
— 99,9% нашей бригады всегда выезжают до четырех минут после вызова. Время для нас, медиков, и для них, вызвавших «скорую», — течет в разных руслах. Скажем, минуты для доезда до цели воспринимаются по разному: например, чтобы прибыть па «Экран» от здания станции, нужно, как ни крути, 15—20 минут. А вызвавшему кажется, что прошла целая вечность. Поэтому бывают звонки-повторы, больных тоже надо понять. Такие случаи «выводят» из эмоционального равновесия диспетчеров, тем более, когда бригада вызвана на район, куда добираться дольше. Тот, кто вызывает, считает себя центром притяжения своей боли и требует мгновенной помощи, Бывают высказывания в наш адрес, что по сердечной боли выехали не скоро, а к алкоголику, лежащему на улице, - быстро. В ситуации на улице может оказаться каждый.
— Вы подбираете всех лежащих без разбору?
— Когда принимается звонок, диспетчер не знает, пьян лежащий или нет. Да и вызывающий не всегда говорит толково,
— А если лежащий все же пьян?
— К сожалению, это еще одна проблема. Раньше работал вытрезвитель, и всех пьяных без травм мы отправляли туда. Теперь же вынуждены везти в больницу. Если человек идет шатаясь, нет гарантии, что он не упадет. Опьянение развивается в динамике. Это не перелом, который дальше не сломается. А упав, пьяный чаще впадает в кому — надо спасать.
— А если «больной» сопротивляется?
— Для таких нужно отдельное помещение с представителем власти в мундире — милицейская форма в таких случаях более действенна, чем белый халат. Неплохим начинанием в этом плане является документ-заявление на имя начальника ГОВД города Борисова А.П. Будько, бланк которого находится у каждой выездной бригады «скорой медицинской помощи». Данное заявление, скрепленное подписью врача (фельдшера), сообщает: «...находящийся в состоянии алкогольного опьянения и нарушающий общественный порядок своим поведением и внешним видом... в медицинской помощи не нуждается», Только милиция может принять меры к охмелевше-осмелевшему, уточнить личность и место жительства врачи не имеют права,
— Иногородних обслуживаете?
— Жителей СНГ обслуживаем бесплатно. Было бы желательно такие вызовы регистрировать и получать деньги. Опыт в республике уже есть.
2. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Имея на диктофоне предварительную информацию о работе службы, в которой в тот день собралась дежурить, и, получив необходимое «обмундирование», отправилась я в диспетчерскую. Представления о телефонных приемах вызовов тут же «разбились вдребезги»: мне всегда думалось, что в большой комнате сидит не меньше 10 работников, а оказалось, что отвечают на телефонные звонки всего два диспетчера (фельдшера) по приему вызовов. Приятно было познакомиться с Ларисой Васильевной Московчук и Верой Васильевной Перфиловой. В промежутках между разъездами женщины пополняли мой «медицинский багаж знаний» интересными фактами из их работы конкретно и из работы станции в общем.
А мой разъездной день начался с поездки с 3-й психиатрической бригадой. К слову, вызовы из такой серии повторялись периодически, только каждый из них имел свои нюансы. В данном случае мы поехали к женщине, неоднократно лечившейся от алкоголизма и в очередной раз «сорвавшейся». Похмельный (послеалкогольный) синдром требовал дозу, а организм ее не принимал — вот и стало человеку плохо, вот и захотелось повеситься. После долгих наставлений и рекомендаций доктора посетить нарколога, после небольшого осмотра мы ушли. А в машине врач объяснил, что угрозы свести счеты с жизнью всего лишь еще одна форма требования алкоголя, Как мало человеку надо для счастья! Только счастье ли это?
Основную часть своего дежурства я провела вместе с 6-й бригадой «скорой помощи». Мы были в приличных семьях с вежливыми хозяевами, где «скорая медицинская помощь» действительно была необходима: аритмия, высокое давление, боли в сердце, вывих руки и др. Но вот поехали мы на ул. Труда. Квартира на первом этаже 5-этажного дома похожа, мягко говоря, на бомжатник: скудная мебель, грязно, запах спиртного может свалить с ног на пороге, множество лиц непонятного возраста. В дальней комнате, которую и спальней-то стыдно назвать, на кровати женщина в послеинсультном состоянии. Врач, конечно, оказал первую необходимую помощь, но больше помочь не мог. А лица непонятного возраста, представившиеся сыновьями и соседями, потребовали увезти ее в больницу, так как хозяйка квартиры им не нужна, за ней некому ухаживать. Естественно, некому — важнее «набраться по уши», а больную мать пусть спасают и смотрят другие. Возрази кто-нибудь из нас, приехавших по вызову, в том повышенном тоне, какой звучал а адрес бригады, уверена, что у сынков и соседей пошли бы в ход кулаки. Слава Богу, спокойный тон доктора и неоднократное повторение одних и тех же доводов, наконец-то, успокоили хмельную братию. Когда мы вышли, я неожиданно для себя сказала: «Помыть бы руки». И в ответ услышала: «А душ принять?»
Но то, чему я была свидетелем, — ерунда по сравнению с дикостью, обнаруженной несколько месяцев назад. Медики нашли в доме труп старой женщины, изъеденный мышами и смердящий, простите, на все помещение. А проживавший с умершей сын требовал ее забрать куда-нибудь, так как она не готовит есть и вообще ему надоела (!!!)
А вот еще фактик с привкусом горькой иронии, на который я уже спокойно среагировала — ближе к вечеру попривыкла к подобным сюрпризам. Приехав в д. Житьково, мы не могли достучаться в дом, хотя «долбились» звучно — соседи повыходили на улицу. Вдруг прибежала откуда-то хозяйка, вызвавшая мужу «скорую». Зашли. В доме прилично и аккуратно, а в одной из комнат нас встретили ничего непонимающий взгляд и неслышащие уши: тупое живое существо. Когда же, наконец, существо «врубилось», кто перед ним, попросило что-нибудь уколоть и никуда не забирать. Ну, чистый клиент психиатрической бригады! До какой же степени нужно допиться, чтобы так одебилеть?!
Ежедневно около 80% вызовов на «скорой помощи» как раз по пьяно-алкогольному вопросу. И такая картина по всей республике. Было бы разумно не закрывать вытрезвитель, а передать учреждение системе Минздрава, которое могло бы установить взимание минимальной оплаты за подобные разъезды, а также за «подбирание» пьяных и уснувших на улице, особенно в зимнее время, Все это выливается в бесполезную трату государственных денег на бензин, медикаменты, а главное — на время: где-то бригада «скорой помощи» действительно нужна срочно, а она вынуждена везти напившегося в больницу. Где разумность?
Это далеко не единственная проблема. Бывают случаи, когда врачей, приехавших по вызову, избивают, когда нецензурщина в адрес медиков — как норма жизни. А ведь половина медицинских работников станции—женщины. Как им быть? Ведь руку для ответного удара не поднимешь. Нельзя. Выходит, с каждой бригадой должен ездить милиционер? У них своих проблем хватает. А спущенные собаки? А не пронумерованные дома? А бросающиеся под колеса автомобилей алкоголики — видите ли, не пропускают! А те, кому просто плохо или скучно? Кстати, в медицине нет такого диагноза — «плохо» или «скучно». А у народа — есть! Если бы каждый «бестолковый» вызов оплачивался хотя бы по минимуму, станция «скорой» имела бы неплохую возможность «залатать дыры».
3. ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ
Но, несмотря ни на что, на станции «скорой помощи» текучки кадров нет. От 30 и более лет работают на «скорой» заместитель начальника по медицинской части И.Х. Махмудов, врачи О.В. Слижевская, Е.В. Нестерович, Н.В. Гавшина, И.И. Жук, значительная часть фельдшеров и двое водителей — патриотов медслужбы: став пенсионерами, продолжают работать.
Каким бы безобразным дитя ни было, оно свое, родное. Так и здесь.
4. НАПОСЛЕДОК...
Не посчитайте за банальность, но хочу поблагодарить 6-ю бригаду «скорой медицинской помощи» в составе врача В.Г. Липилина, санитара И.А. Труса и водителя В.К. Летника (на снимке). Спасибо и другим бригадам, согласившимся взять меня в свою «скорую» команду.
Дай Бог всем спокойствия и приятной работы.
На фото слева направо: санитар И.А. Трус, водитель В.К. Летник, автор материала Елена Полякова и фельдшер В.Г. Липилин
Елена ПОЛЯКОВА. фото Владимира ВОЛЧКА.